Форум » Поздравления » Исполнилось 110 лет со дня рождения Клавдии Шульженко » Ответить

Исполнилось 110 лет со дня рождения Клавдии Шульженко

БИРГ: Она была звездой. Ее свет был ослепительным. С годами звезда померкла. Но не потому, что она стала хуже петь и оскудел ее репертуар. Виной тому обстоятельства. Но затем звезда Клавдии Шульженко снова вспыхнула. Горит она и поныне… Ретро — слово старое, покрытое пылью. Это целый музей — вещей, песен, нравов, привычек. Что-то безнадежно устарело, что-то можно достать, примерить. И — послушать. Удивиться и поразиться. Так вот, песни Шульженко — не просто ретро, а символ времени. Того, далекого, когда чувства были выше расчета, а поэзия властвовала над прозой… Не собираюсь идеализировать минувшее. Оно противоречиво, разнолико. И женщина, о которой идет речь, не отражение того времени, а портрет на фоне времени. Он чуть поблек, но не стерся. Стоит подойти поближе, всмотреться в знакомые черты. Впрочем, кому-то они незнакомы… Шульженко исполнила бесчисленное количество песен. Но была в ее репертуаре одна, затмившая другие. Это «Синий платочек» — ее вершина, музыкальный Эверест. Хорошая мелодия, слов нет — нежная, лирическая. Но почему именно она превзошла те, что как будто ничем не хуже? Слушая песню «отсюда», это понять трудно. Надо очутиться «там». Хотя бы мысленно. Представьте, если можете: идет война — жестокая, страшная. И конца ей не видно. Выходит женщина и поет. «Синий платочек» — это символ, ключ. Он открывает дверь в мир, едва мерцающий в памяти. Там, где родной дом, любимые лица, друзья. И все остальное, что было до этой проклятой войны… Но мало спеть, надо было спеть так, чтобы эта дверь в прошлое отворилась! Такое было под силу только ей, Шульженко. И ее внешность оказалась подходящей, и голос, и манеры… Сначала певица выступала перед воинами в гимнастерке. Вроде одежда для фронта самая подходящая. Но как-то к ней подошел военный: «Клавдия Ивановна, извините. Не могли бы вы петь в платье? Так лучше вспоминается мирное время, наши семьи…» С тех пор Шульженко выступала в вечерних нарядах. Написал «Синий платочек» композитор Ежи Петербурский, руководитель популярного в Польше джаз-оркестра. Между прочим, он автор знаменитого танго «Утомленное солнце». «Синий платочек» был вальсом — приятным, легким. Песней ему было суждено стать позже, когда Польшу в 1939 году оккупировали немцы, и музыкант оказался в Советском Союзе. Джаз-оркестр Петербурского гастролировал по нашей стране и, среди других произведений звучал «Синий платочек». И вдруг… У поэта и драматурга Якова Галицкого вспыхнула идея написать слова к музыке. Сочинил он их тут же в концертном зале, под звуки вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…» Экспромт оказался удачным, и Петербурский текст песни одобрил. Спустя несколько дней «Синий платочек» в новом оформлении исполнил солист джаз-оркестра Станислав Ландау. Эту песню включали в свой репертуар известные солисты Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Лидия Русланова. До войны вышла пластинка с мелодией, которую исполнила популярная в ту пору Екатерина Юровская. «Синий платочек» звучал на концертах, под нее на танцевальных площадках кружились пары… В первые дни войны поэт из Полтавы Борис Ковынев написал на музыку Петербурского песню, в которой были такие слова: «Двадцать второго июня, / Ровно в четыре часа / Киев бомбили, нам объявили, / Что началася война!» Эта песня получила известность и вошла в историю. Но «Синему платочку» было суждено обрести новые, главные слова и другое звучание… На Волховском фронте, где Шульженко давала концерты, она познакомилась с сотрудником фронтовой газеты. «Подошел молоденький лейтенант, представился: Михаил Максимов, — вспоминала певица. — Сказал, что написал песню: «Мелодию взял известную, «Синий платочек», слышал ее до войны. А слова мои». Он протянул мне тетрадный листок: «Если вам понравится тоже, может быть, вы споете»… Максимов взял за основу текст Галицкого, но некоторые строки переписал в духе времени. В песне появились слова, ставшие крылатыми: «Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой. Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой. За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулеметчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих". Слова так понравились Шульженко, что она в тот же день исполнила новый вариант песни во время очередного концерта. Текст Галицкого-Максимова был опубликован 8 июня 1942 года во фронтовой газете «За Родину!» Скоро о «Синем платочке» узнал весь Волховский фронт, а потом и весь Советский Союз. Между прочим, после исполнения Шульженко другие артисты исключили «Синий платочек» из своего репертуара. …Певица был необычайно популярна во время войны. Она пела в госпиталях, в полуразрушенных зданиях, на аэродромах, на железнодорожных платформах, утоптанных снежных площадках. И даже на ленинградской «Дороге жизни»! Шульженко исполняла песни о партизанах, которые «свято Родине верны», вспоминала, как из Одессы уходили моряки, «об огнях пожарищах, о друзьях-товарищах», и «как на запад шли по Украине». Пела и ее на глазах появлялись слезы… Автобус, который возил концертную бригаду, был изрешечен пулями и осколками. Машина пробиралась к слушателям под артиллерийские залпы и свист пуль, а потому артисты рисковали жизнью так же, как и воины в окопах. Многие из них были увенчаны наградами. Стала орденоносной певицей и Шульженко… После войны власть принялась «наводить порядок» во всех сферах жизни. Пресса, по команде партийных идеологов, обрушилась на литературу, искусство, музыку — симфоническую и легкую. Последняя была лакомым куском для ниспровергателей и хулителей. Досталось Исааку Дунаевскому за его «Школьный вальс», в котором кому-то послышался «звон гусарских шпор». В пух и прах разнесли автора «Перелетных птиц» Матвея Блантера — в его мелодии якобы звучали «надрывные цыганские мотивы». Жесткой критике подверглись и другие композиторы — в частности, маститый Богословский и молодой Молчанов… Не обошли вниманием и исполнителей. Поиздевались над Бернесом, который «удостоился» едкой эпиграммы: «Песни льет эфир московский С голосом и без. Там, где с голосом, — Козловский. Там, где без — Бернес". Задели и Шульженко. Правда, не персонально, а в компании с другими певцами. «Некоторые популярные эстрадные певцы (Р. Бейбутов, К. Шульженко, М. Михайлов) в своей трактовке советских песен допускают порой уступки плохим, отсталым вкусам — излишний надрыв, пошловатый сентиментальный привкус». Это цитата из журнала «Советская музыка». Спустя некоторое время в том же издании Шульженко вновь подвергли обструкции — за исполнение песен Модеста Табачникова «Мама» и «Давай закурим». Музыка, которой еще недавно восхищались многие, была названа «низкопробной, выросшей из блатных и джазовых интонаций». Кто слышал эти мелодии, наверняка горько усмехнется… Шульженко, как и Бернесу, «посвятили» эпиграмму: «Вы спели хорошо про встречи, Про речи тоже и про руки. Но слушать это каждый вечер Знакомой рифмой скажем: муки". Тогда не просто критиковали и наставляли на путь истинный. Тех, кто попадал на страницы прессы в «неприглядном» виде, ударяли рублем. Композиторам не давали заказов, исполнителям закрывали путь на эстраду. В том числе, Шульженко. Ей было всего сорок с лишним, самый расцвет, но слышать ее на концертах удавалось нечасто. Правда, голос певицы иногда звучал по радио. Разумеется, она переживала, терзалась, но обрести прежнюю популярность ей не позволяли. Да и вообще, ей много чего не давали. Например, отдельную квартиру. Она написала письмо министру культуры Фурцевой: «Уважаемая Екатерина Алексеевна! Обращаюсь к Вам с просьбой ходатайствовать перед Моссоветом о предоставлении мне квартиры. Я живу в коммунальной квартире, занимаю одну комнату 17,5 метра. В этой комнате я сплю, ем, болею…» Шульженко пригласили на Старую площадь. Но напрасно прождав два часа в приемной министра, артистка поднялась со стула, сердито бросив секретарше: «Передайте вашей начальнице, что она плохо воспитана». И ушла, гордо стуча каблуками. Она написала другое письмо — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Но тот переадресовал послание Фурцевой. И Шульженко снова отправилась по знакомому маршруту. На сей раз министр приняла Шульженко в указанное время. Однако пользы встреча не принесла — Фурцева долго объясняла, что сейчас нет, ну, никакой возможности улучшить ее условия, ибо огромное количество москвичей мучаются в бараках, подвалах и, как певица, в коммуналках. Певица пыталась возразить: «Но я же не такая, как все. Я известная, меня любит народ…» Однако Фурцева поднялась, давая понять, что аудиенция окончена. Отдельную жилплощадь Шульженко так и не дали. Позже она купила кооперативную квартиру на улице Усиевича, недалеко от метро «Аэропорт», В ней она прожила до конца своих дней… В 1958 году в «Московской правде» появился фельетон «Шарик в обмороке». Он был «посвящен» якобы капризам певицы, которая без веских причин отказалась от концерта, на который были раскуплены все билеты. Но серьезные доводы у артистки были — в день выступления ее любимая собака попала под машину и погибла. Понятно, Шульженко переживала, да так сильно, что ее хватил сердечный приступ. Выступать она никак не могла. Вот финал публикации: «Шульженко недаром носит звание заслуженной артистки. Она, действительно, популярна в народе, перед ней гостеприимно распахиваются двери клубов и концертных залов. Как поется в песне: «Для нашей Челиты все двери открыты…» Но эти двери в один прекрасный день могут и захлопнуться, если Шульженко свое появление на сцене будет ставить в зависимость от состояния здоровья незабвенного Тузика". Спустя много лет домой к артистке пришел человек с огромным букетом роз. И встал перед ней на колени, прося прощения. Этот был журналист, автор того скандального фельетона… Увы, лучшие годы певицы прошли в «застое». Ее имя чаще стало появляться на афишах, когда она вошла в возраст, который принято называть солидным. О Шульженко снова вспомнили журналисты, и тон прессы, не в пример прошлым годам, был благожелательным и полным комплиментов. Увы, к тому времени ее силы стали иссякать и начали одолевать болезни. Но все же певица старалась как можно чаще встречаться со своими благодарными слушателями. 70-летие Шульженко торжественно отмечалось в Колонном зале. Она величаво выплыла на сцену, взметнув ввысь синий платок. Зрители в едином порыве поднялись с мест, награждая певицу нескончаемыми овациями. В зале было немало пожилых людей, чья молодость пришлась на расцвет ее творчества. С ее песнями они прожили всю жизнь. Народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко стояла в этом бурлящем море, едва сдерживая слезы. http://svpressa.ru/post/article/145110/?cbt=1

Ответов - 16

БИРГ: Любимая песня моего отца "Синий платочек" в исполнении Клавдии Ивановны. До сих пор помню рассказ отца о летчике , который в своей кабине самолета возил патефон и пластинку "Синий платочек". Так и погиб вместе с самолетом и этой пластинкой. За время войны личный состав полка, в котором летал мой отец, поменялся полностью раза 3-4, включая ком.полка, нач.штаба и зам.ком.полка. Вальс "Синий Платочек", 1940 год Музыка: Ежи Петерсбурский (Jerzy Petersburski) Слова: Яков Галицкий Редакция: Михаил Александрович Максимов Исполнитель: Клавдия Ивановна Шульженко Ансамбль под руководством: Владимир Коралли

БИРГ: Музыка: Илья Жак Слова: Григорий Гридов 1938г. Исполняет: Клавдия Шульженко Исполнение 1940г. Переделка польского фокстрота «Andrjusza» (слова Людвик Старский, музыка Зигмунт Белостоцкий) и его русской версии, выполненной Петром Лещенко

БИРГ: Из фильма-концерта "Весёлые звёзды". 1954 г. Музыка - И. Дунаевский, слова - М. Матусовский.


БИРГ: Клавдия Шульженко оркестр Я.Скоморовского Встречи (Ты помнишь наши встречи) (И.Жак - А.Волков)

БИРГ: Владимир Коралли (Муж Клавдии Шульженко) Клава (И.Жак - М.Гелер)

хохлы: Говорят, что она была жадная, злая и хитрая. Очевидно какие-то хохляцкие гены

Наш: Строчит пулеметчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих Бирг, пулеметчик ведь строит по нынешним героям украины.

Наш: строит=строчит

Клава: Наш пишет: Бирг, пулеметчик ведь строит по нынешним героям украины. Да, неувязочка вышла

хохлокоба: строчит пулеметчик за желто синий платочек

Наш: за желто синий платочек

лжекоба: ну не за неовласовский же

Абакумов: Бирг оказался скрытым бандеровцем.

Василий Симоненко:

антифашист: Василий Симоненко

антифашиокоба: антикремлефашист?



полная версия страницы